Стиль марокко в интерьере

Марокканский стиль в интерьере не просто набор декоративных приемов, это глубокая философия, сформированная жарким климатом, богатой историей, религиозными традициями. Каждый его элемент подчинен трем главным задачам: создать комфортный микроклимат, выразить почтение к божественному, наполнить пространство чувственной роскошью.

1. Главные принципы марокканского стиля
      1.1. «Боязнь пустоты»
      1.2. Язык орнамента
      1.3. Диалог материалов и фактур
2. Древесина – душа марокканского интерьера
3. Обработка
      3.1. Морение
      3.2. Покраска 
      3.3. Резьба
      3.4. Тонировка маслом, воском
4. Элементы стиля
      4.1. Стены, потолок
      4.2. Резные деревянные панели
      4.3. Полы: теплая основа под ногами
      4.4. Двери, окна и ширмы

Стиль марокко в интерьере

Главные принципы марокканского стиля

В основе марокканской эстетики стиля в интерьере лежит не эстетический каприз, а суровая необходимость. Палящее североафриканское солнце диктовало свои правила, превращая жилище в убежище.

·       Толстые стены и затемненные комнаты не просто дань традиции, а система пассивного кондиционирования, когда создается интерьер в марокканском стиле. Массивные глинобитные или каменные стены днем накапливают прохладу ночи, а затем медленно отдают ее интерьеру, спасая от дневного зноя. Окна делаются небольшими и приподнятыми, чтобы внутрь проникал лишь рассеянный, отфильтрованный свет, создавая таинственный, интимный полумрак.

·       Концепция внутреннего дворика является сердцем дома. Все помещения ориентированы вовнутрь, к этому источнику света, воздуха и растительности. Фонтаны, зелень и тень во дворике создают свой микроклимат, а сам дом превращается в крепость, защищающую личное, сокровенное пространство семьи от внешнего мира. Это архитектура интровертов, где уют рождается из чувства защищенности.

«Боязнь пустоты»

В западном минимализме ценятся воздух и незаполненное пространство, а в Марокко пустота считается незавершенной, холодной и безжизненной. Это визуальная метафора богатства жизни, ее полноты, многослойности, так обозначается марокканский стиль.

Это выражается в тотальной орнаментации. Здесь нет места голой стене или пустому полу. Каждая поверхность становится холстом для искусства: стены покрываются резьбой или росписью, полы выкладываются мозаикой, двери украшаются ажурной вязью, а текстиль поражает обилием узоров и вышивки.

Но здесь не хаотичное нагромождение в марокканском стиле, а сложная, ритмичная композиция. Узоры наслаиваются друг на друга, создавая ощущение роскошного, диковинного ковра, в который погружен весь интерьер. Этот подход отражает восточное мироощущение: чем больше красоты и деталей, тем больше благодати в доме.

Язык орнамента

Это, пожалуй, самый духовный принцип стиля. В исламской культуре существует запрет на изображение Аллаха, а также людей и животных в священном контексте, дабы не впасть в идолопоклонство. Эта запрет стал мощнейшим импульсом для развития абстрактного искусства.

Сложнейшие геометрические орнаменты (гирихи), арабески (вязь из стилизованных растительных мотивов) и каллиграфия в марокканском стиле не просто украшения. Перед нами зримое воплощение божественного порядка, бесконечности и сложности мироздания.

Повторяющиеся, переплетающиеся линии, уходящие в бесконечность, символизируют непрерывный поток творения Всевышнего, что определяет такой дизайн интерьеров. Каждый завиток и линия вычислены с математической точностью, что отражает веру в то, что за видимым хаосом мира скрывается совершенная божественная гармония и логика. Таким образом, ремесленник, создающий узор, занимается не просто ремеслом, а актом духовного служения.


Диалог материалов и фактур

Марокканский стиль мастерски играет на противопоставлениях, создавая динамичную и чувственную среду.

·       Грубая штукатурка и тончайшая деревянная резьба в марокканском стиле. Гладкий, прохладный, почти первобытный фон стены служит идеальной оправой для ювелирной работы мастеров-резчиков по дереву или гипсу. Шероховатость одной поверхности подчеркивает изящество другой.

·       Прохлада камня и тепло дерева. Камень (мрамор, травертин) и керамическая мозаика несут ощущение прохлады и прочности. Им противостоит глубокое, живое тепло кедра, туи или ореха, из которых сделаны потолочные балки, двери и мебель. Это тактильное сочетание, которое делает пространство одновременно основательным и уютным.

·       Матовое и блестящее. Подход сочетаний характерен для марокканского интерьера. Глухие, матовые поверхности стен и тканей контрастируют с сиянием медных и латунных светильников, зеркал в богатых рамах и глянца полированных столешниц.

В напряжении между противоположностями в марокканском стиле рождается та самая волнующая, полная жизни атмосфера марокканского интерьера, где каждая деталь рассказывает часть древней истории.

Древесина – душа марокканского интерьера

В марокканском интерьере дерево не просто строительный материал. Здесь живой, дышащий повествователь, хранящий в своих волокнах тепло африканского солнца и прохладу горных ущелий. Оно формирует «скелет», «нервную систему» пространства, наполняя его тактильной теплотой, сложной игрой света и тени, неслышной музыкой ремесла.

·       Атласский кедр – настоящий царь марокканского леса. Его ароматная, плотная, невероятно устойчивая к гниению древесина считалась даром богов в марокканском стиле. Из него создавали массивные потолочные балки, резные карнизы и панели, которые веками противостояли времени, наполняя воздух целебным, смолистым благоуханием.

·       Орех с дубом – породы для изысканной мебели, инкрустаций. Глубокий, благородный тон ореха, прочная, выразительная текстура дуба использовались для создания сундуков-«куду», низких столов, резных дверей и ставней. Их ценность была в богатой, но сдержанной красоте, подходящей для сложной резьбы.

Породы были выбором, частью экосистемы, культуры, определяли дизайн интерьеров. Но их историческая ценность и дороговизна сегодня делают их малодоступными. В этом и заключается вызов и творческая задача: не копировать, а переосмыслить, найдя «духовных преемников» в родных лесах.


Обработка

Здесь  рождается подлинная марокканская эстетика. Дерево не оставляют «как есть», его преображают, наделяя новым характером.

Морение

Ключевой прием для создания той самой «ночной», таинственной атмосферы в марокканском стиле. Древесину не просто красят, а пропитывают морилками, добиваясь оттенков венге, эбенового дерева, продымленного дуба. Цель не скрыть текстуру, а, наоборот, проявить ее в новом, драматичном свете, создав эффект многовековой патины. Так сосна может «стать» эбеновым деревом, обретя несвойственную ей благородную тяжесть.

Покраска

Марокканский стиль обожает контрасты. Глубокий темный фон резной деревянной панели или ставни становится оправой для сочного цвета. Ярко-синий, бирюзовый, травянисто-зеленый или терракотовый, нанесенный в углубления резного орнамента или на обратную сторону ажурной решетки, создает потрясающую игру цвета и тени, оживляя геометрию и делая ее объемной.

Резьба

Высшая форма работы с деревом в марокканском стиле. Арабески, гирихи (геометрические орнаменты), стилизованные цветы не просто декор, это застывшая в дереве молитва. Резные двери, панели, ставни и ширмы выполняют роль и архитектурного элемента, и скульптуры, и средства зонирования, фильтруя свет и создавая уединение. Свет, проходя сквозь ажурную вязь, отбрасывает на стены и пол кружевные тени, которые движутся в течение дня.


Тонировка маслом, воском

Для более сдержанного, берберского направления, тяготеющего к натуральности, идеальна обработка маслами и восками. Они не создают непроницаемую пленку, а подчеркивают и усиливают природную текстуру дерева, делая ее бархатистой на ощупь. Способ раскрывает теплоту дуба, графичность ясеня, мягкость ореха, создавая спокойную, тактильно приятную среду, где дерево говорит само за себя.

Таким образом, адаптация марокканского стиля через древесину — это не поиск дешевых заменителей, а искусство перевода. Мы берем богатый язык марокканских ремесленников и перекладываем его на родной, понятный нам материал, сохраняя душу стиля, но наполняя ее своим, особым содержанием.

Элементы стиля

Марокканский стиль не просто набор предметов, это сценарий жизни, написанный в пространстве. Дерево здесь – главный рассказчик. Чтобы создать аутентичную атмосферу, нужно не расставить акценты, а выстроить деревянный «каркас» уюта, таинственности, ремесленной гармонии.

Стены, потолок

Дерево формирует основу восприятия, задавая вертикальный, горизонтальный ритм.

Деревянные балки – мощные графические акценты, которые «рисуют» пространство. Ключ к успеху – это визуальная массивность, контраст. Подойдет клееный или цельный брус из дуба, ясеня или даже качественно состаренной сосны. Поверхность должна быть не идеально гладкой, а фактурной, с легкими следами ручной обработки: рубанка, скобления.

Классический ход — темные балки на белом или кремовом фоне потолка. Более смелый, современный — на фоне насыщенного лазурного, терракотового или оливкового цвета. Свет, скользя по граням темного дерева, создает бесконечно сложную игру, оживляя плоскость потолка.


Резные деревянные панели

Не обязательно покрывать всю стену. Достаточно точечного включения.

·       Изголовье кровати. Создает мгновенный фокус в спальне. Резной орнамент (арабески или геометрия) превращает спальное место в царственный альков.

·       Ниша.  Оформление ниши резной рамой или панелями по бокам превращает ее в священное место для хранения дорогих сердцу вещей или связки книг.

·       Фартук на кухне. Неожиданное эффектное решение. Деревянный фартук с резьбой или просто собранный из филенчатых панелей добавляет камерности, тепла, контрастируя с холодным блеском техники.

Для аутентичности подойдет массив дуба или ореха. Для бюджета выбирают шпонированный МДФ высокого давления. Качественный шпон, уложенный встык, обработанный темной морилкой с матовым лаком, визуально почти не отличим от массива, но сохраняет стабильность геометрии.

Полы: теплая основа под ногами

Пол в Марокко – всегда диалог материалов. Дерево здесь – союзник уюта, который смягчает прохладу камня, плитки.

Массивная или инженерная доска хорошо подойдет. Выбор должен пасть на породы с яркой, выразительной текстурой. Обязателен эффект естественного состаренности, фаска по краям, ручная тонировка. Пол должен выглядеть так, будто по нему ходили поколения.

Цветовая палитра – теплые, «съедобные» оттенки, навеянные природой Марокко: медовый, терракотовый, ореховый. Можно использовать классическую палубную укладку или, для большей аутентичности, елочку (шеврон).


Двери, окна и ширмы

В марокканской культуре дверь не просто проем, а порог между мирами. А окно не просто источник света, а «глаз», регламентирующий, что показывать внешнему миру.

·       Двери из массива. Глухие, массивные, с ощущением веса. Дверное полотно часто делится на филенки, которые могут быть украшены неглубокой изящной резьбой или коваными деталями.

·       Арочное завершение – ключевой маркер стиля. Плавная, округлая арка смягчает геометрию пространства и уводит взгляд вверх. Если переделать дверной проем невозможно, арочный элемент можно внести в саму конструкцию двери или в обрамление портала.

·       Цвет. Чаще всего берут темные, благородные тона, либо, напротив, яркие (синий, зеленый), выступающие в роли цветового акцента.

Ажурные решетки – яркий акцент, гениальное изобретение, выполняющее десятки функций: защита от солнца, вентиляция, зонирование и сохранение приватности. Это тот элемент, который можно и нужно предлагать как готовое дизайнерское решение.

Для аутентичности — сборка из отдельных деревянных реек (кумби) по принципу конструктора. Для более доступного, технологичного решения — лазерная резка по фанере или МДФ. Такие панели можно тонировать в любой цвет, а с обратной стороны часто подкладывают яркую ткань или стекло, чтобы усилить декоративный эффект.

Получить консультацию