Советы по выбору евровагонки

Свойства любого строительного материала всегда обусловлены особенностями его изготовления. Вагонку любой разновидности делают из цельного дерева. Вагонку можно описать как обрезную доску толщиной от 7 до 20 мм. Поверхность хорошо прострогана, ширина колеблется от 90 до 150 мм, а длина будет зависеть от цели и назначения в дальнейших работах с этим материалом. Название «вагонка» появилось еще в советское время. Ведь когда-то такими тонкими досками обшивали железнодорожные вагоны.

Советы по выбору евровагонки

Вагонка – универсальный отделочный материал. Она годится как для внутренней отделки интерьера (дачи, бани, сауны, парные), так и для наружной обшивки разных поверхностей (фасады домов, лоджии, балконы, изгороди).

Преимущества евровагонки


Существует множество древесных пород: лиственница, сосна, дуб, ясень, осина, кедр и др. Любая из них может стать сырьем для евровагонки и наделить строительный материал многочисленными преимуществами.

  • Один из важных плюсов – это долговечность. На поверхность досок предварительно наносят специальные защитные средства, которые повышают износостойкость. При монтаже доски очень плотно стыкуются, обеспечивая прочное и равномерное покрытие, что позволяет предотвратить преждевременное разрушение лицевой стороны.
  • Эстетичная фактура. Приятно, когда долговечный строительный материал радует не только своей практичностью, но и визуально. Многообразие оттенков рисунка древесины предлагает различные варианты облицовки, а обшивка вагонкой значительно меняет вид помещения, делая поверхность стен фактурной.
  • Пазогребневый способ монтажа позволяет монтировать обшивку без зазоров.
  • Так как дерево проходит минимальную обработку без использования токсичных химических веществ, гарантируется экологичность материала.
  • Еще одно достоинство – устойчивость перед высокими и низкими температурами.
  • Звукоизоляционные свойства
  • Простота транспортировки.

Среди минусов – горючесть деревянной вагонки. Но этот недостаток можно исправить с помощью антипиренов – составов, препятствующих процессу горения и замедляющих процесс воспламенения дерева.

Также цена деревянной евровагонки значительно выше пластикового сайдинга, имитирующего вагонку. Но эти вложения окупают себя за счет долговечности пиломатериала.

Чем различаются обычная вагонка и евровагонка

  • Прежде всего – размер. У обычной вагонки заметно большая толщина – до 25 мм. Стандарт толщины евро варианта меньше: 13, 16 или 19 мм. Соответственно, ширина облицовок также получается разной: у обычной вагонки – 120 мм, у евровагонки – 150 мм.
  • Шип замкового соединения евровагонки выступает на 8 - 10 мм. Поэтому даже при значительных скачках температуры и уровня влажности между досками не появляются зазоры, плотность их крепления не нарушается, замковое соединение не повреждается из-за набухания дерева. У обычной вагонки пазы и гребни маленькие, по этой причине при эксплуатации доски могут разойтись.
  • У евровагонки имеются вентиляционные пропилы на обратной стороне. Они обеспечивают естественную циркуляцию воздуха, предотвращающую скапливание конденсата, а также снижают внутреннее напряжение дерева.
  • При обработке евровагонка подвергается сушке, после чего уровень влажности не превышает 15%. Благодаря этому доски становятся крепче, избегают повреждений во время перевозки, при монтаже и в течение всего эксплуатационного срока. Показатели влажности у традиционной вагонки гораздо выше (20-25%), поэтому уже после монтажа доски могут усыхать, растрескиваться, деформироваться.


Внешне евро и обычная вагонка тоже сильно различаются. По европейским стандартам большое внимание уделяются внешнему виду при обработке материала. Все сучки тщательно шлифуются. Лицевая поверхность досок практически идеально гладкая. Доски плотно стыкуются друг с другом. Замковое соединение на обычной вагонке нередко оставляет желать лучшей обработки. В глаза порой сильно бросаются визуальные дефекты. На наружной стороне при касании ощущается значительная ворсистость и шероховатость.

Сорта евровагонки


Евровагонка сортируется по количеству визуальных дефектов на досках. Материалы всех классов изготавливаются на одном оборудовании и по одинаковой технологии, поэтому сорт пиломатериала определяется на выходе.

  • Экстра (или Премиум). Это безупречная евровагонка, на лицевой части которой нет никаких изъянов. Только с обратной стороны можно увидеть синеватые пятна, ворс и непростроги.
  • Класс А. У этих досок на поверхности имеются сучки диаметром до 1 см на один погонный метр. Помимо этого на лицевой части видны небольшие трещины, их можно устранить при помощи шпаклевания. На обратной стороне имеются незначительные дефекты.
  • Класс В. Диаметр сучков визуально значителен и достигает трети доски по ширине, количество их не ограничено. Присутствуют вскрытые смоляные карманы и маленькие сквозные трещинки.
  • Класс С. В этот класс входит вся прочая евровагонка. На ней много трещин, сучков, карманов и непрострогов на обеих сторонах досок.

Как выбирать евровагонку


Для чистовой отделки домов евровагонкой не годятся только доски класса С, их применяют для черновой отделки хозяйственных построек чердаков. Евровагонка других сортов обладает одинаковыми эксплуатационными характеристиками. Выбор обычно зависит только от эстетических предпочтений покупателя. Например, некоторые не выбирают евровагонку Премиум потому, что она выглядит монотонной.

Доверяя указанному сорту на упаковке, всегда нужно проверить материал. Обратить внимание, в первую очередь, на то, как упакован продукт. Если при хранении упаковка была произведена при помощи стрейч пленки, это обязательно негативно отразится в виде повышенной влажности внутри самой упаковки. Желательно договорится об осмотре товара перед покупкой. Но что делать, если такой возможности нет? Для начала можно купить пару упаковок и проверить качество, чтобы не пострадать при закупке большой партии.


Важно, чтобы геометрия доски не была нарушена. Она должна быть ровной, даже незначительный изгиб означает, что евровагонку хранили небрежно. Такие планки не смогут прослужить долго после монтажа, скорее всего в ближайшее время они «выйдут» из паза. На шипах и пазах не должно быть сучков или трещин. Для такой проверки возьмите с собой крепеж (например, кляймер). На каждой специализированной базе строительных материалов есть инструмент для измерения влажности евровагонки. Воспользуйтесь им: показатель не должен превышать 15%.


При выборе евровагонки обязательно нужно знать особенности породы дерева, из которой она изготовлена. Осиновые доски обладают светлым тоном. Внутри этого дерева нет смолы, поэтому оно хорошо подойдет для внутренней облицовки парного помещения в бане, для обшивки сауны. Стоит отметить у осины высокие показатели теплоизоляции.

  • Евровагонка из ели хороша для отделки жилых комнат. Покупая такие доски, нужно учитывать, что со временем эта древесина становится темнее, отличается от новой на пару цветовых тонов.
  • Евровагонка из сосны – это самый оптимальный вариант по цене. Она имеет красивую фактуру. Доски светлые, с розовым оттенком. Но со временем этот материал желтеет, это нужно учитывать при выборе.
  • Евровагонка из лиственницы считается самой долговечной из хвойных пород. Хороший специалист посоветует ее тому, кто хочет сделать достойную внутреннюю отделку дома и забыть о ремонте на два десятка лет.
  • Евровагонка из дуба славится своей оригинальной текстурой, да и цвет ее очень красив. Выглядит она очень солидно и презентабельно, но после монтажа доски нужно тщательно обработать морилкой.

Монтировать евровагонку можно как вертикально, так и горизонтально. Для ванных и парных комнат нужно использовать влагостойкую древесину. Если монтаж производится на сезонной даче, материал подбирается с повышенной устойчивостью к перепадам температур. Применяйте специализированные средства, которые позволяют дереву дышать, но отталкивают влагу при помощи пленки. В бытовых жилых помещениях с обычным тепловым режимом советуют использовать укрывные защитно-декоративные или лессирующие пропитки, краски, лаки, масла или воск. 

Получить консультацию